Вы здесь

• Консульские действия по государтсвенной регистрации актов гражданского состояния

Международными договорами и национальными законодательствами государств консульским учреждениям предоставлены определенные права и полномочия в целях защиты прав и интересов Российской Федерации и граждан Российской Федерации.

В Российской Федерации консульская деятельность осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом от 05.07.2010 № 154-ФЗ «Консульский устав Российской Федерации» (далее - Консульский устав Российской Федерации) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом законодательства государства пребывания.

Важной консульской функцией является регистрация актов гражданского состояния. Законодательство многих государств, в том числе и Российской Федерации, предусматривает, что за рубежом государственная регистрация актов гражданского состояния граждан представляемого государства производится консульскими учреждениями и консульскими отделами посольств.

Так, согласно ст. 5 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» консульские учреждения Российской Федерации производят регистрацию рождения, заключения брака, расторжения брака, усыновления (удочерения), установления отцовства, перемены имени, фамилии, смерти; принимают решения о внесении исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния, составленные органами записи актов гражданского состояния на территории Российской Федерации, вносят исправления и изменения в записи актов гражданского состояния, составленные и хранящиеся у них в пределах календарного года; выдают повторные свидетельства о регистрации актов гражданского состояния и справки, подтверждающие факт регистрации актов гражданского состояния, на основании составленных и хранящихся у них в пределах календарного года записей актов гражданского состояния.

В соответствии со статьёй 25 Консульского устава Российской Федерации, консульские должностные лица:

1) производят государственную регистрацию рождения, заключения брака, расторжения брака, усыновления (удочерения), установления отцовства, перемены имени и смерти;

2) по заявлениям граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства:

а) принимают решения о внесении исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния, составленные на территории Российской Федерации;

б) вносят исправления и изменения в записи актов гражданского состояния, находящиеся у них на хранении;

в) выдают на основании находящихся у них на хранении записей актов гражданского состояния повторные свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния и иные документы, подтверждающие наличие или отсутствие фактов государственной регистрации актов гражданского состояния;

3) осуществляют иные полномочия, связанные с государственной регистрацией актов гражданского состояния и предусмотренные законодательством Российской Федерации.

В случае отказа в регистрации акта гражданского состояния консул обязан сообщить гражданину причины отказа в письменной форме.

Выдача повторных свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния и иных документов, подтверждающих факт государственной регистрации акта гражданского состояния, производится на основании находящихся на хранении в консульском учреждении записей актов гражданского состояния, в порядке, установленном приказом МИД России от 29.06.2012 № 10490 "Об утверждении Административного регламента Министерства иностранных дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния граждан Российской Федерации, проживающих за пределами территории Российской Федерации".

Для получения повторных свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния и иных документов, подтверждающих факт государственной регистрации акта гражданского состояния, заявитель лично представляет в консульское учреждение следующие документы:

1) Заявление о выдаче повторного свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния или справки, подтверждающей факт государственной регистрации акта гражданского состояния.

2) Документ, удостоверяющий личность заявителя (предъявляется).

Форму заявления о выдаче повторного свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния можно получить в консульском учреждении.

За предоставление государственной услуги по государственной регистрации заключения брака, расторжения брака, установления отцовства, внесению исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния, выдаче на основании находящихся на хранении в консульском учреждении записей актов гражданского состояния повторных свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния и иных документов, подтверждающих факты государственной регистрации актов гражданского состояния, на основании статьи 36 Консульского устава Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 г. № 889 "Об утверждении ставок консульских сборов, взимаемых должностными лицами за совершение консульских действий" взимаются консульские сборы, а также сборы в счет возмещения фактических расходов, связанных с предоставлением государственной услуги.

Согласно пункту 3 Ставок консульских сборов, взимаемых должностными лицами за совершение консульских действий, консульские сборы уплачиваются в следующих размерах:

1) за государственную регистрацию заключения брака, включая выдачу свидетельства о заключении брака, - 30 долларов США;

2) за государственную регистрацию расторжения брака, включая выдачу свидетельства о расторжении брака, - 280 долларов США с каждого из супругов;

3) за внесение исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния, находящиеся на хранении в консульском учреждении Российской Федерации и (или) в консульском отделе дипломатического представительства Российской Федерации, независимо от количества таких исправлений и изменений - 20 долларов США;

4) за государственную регистрацию перемены имени, включая выдачу свидетельства о перемене имени, - 90 долларов США;

5) за выдачу повторных свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния и иных документов, подтверждающих факты государственной регистрации актов гражданского состояния, на основании находящихся на хранении в консульском учреждении Российской Федерации и (или) в консульском отделе дипломатического представительства Российской Федерации записей актов гражданского состояния - 20 долларов США;

6) за государственную регистрацию установления отцовства, включая выдачу свидетельства об установлении отцовства, - 10 долларов США.

За совершение указанных консульских действий в нерабочее время, праздничные и выходные дни уплачивается дополнительный консульский сбор в размере 10 долларов США.

Информация о тарифах сборов в счет возмещения фактических расходов в соответствующей стране размещается на информационных стендах непосредственно в помещениях консульских учреждений, а также на официальных сайтах консульских учреждений.

Граждане Российской Федерации освобождаются от уплаты сборов в счет возмещения фактических расходов на основании части 4 статьи 36 Консульского устава Российской Федерации.

Консульские сборы, а также сборы в счет возмещения фактических расходов не взимаются при наличии соответствующего международного договора, участниками которого является Российская Федерация и государство, гражданином которого является заявитель.

Глава консульского учреждения вправе понижать ставки консульских сборов и сборов в счет возмещения фактических расходов, связанных с совершением консульских действий, или освобождать от уплаты таких сборов отдельных лиц по их заявлениям, если указанные ими причины будут установлены и признаны уважительными.

Информация о тарифах консульских сборов, а также сборов в счет возмещения фактических расходов в соответствующей стране за предоставление государственной услуги размещается на информационных стендах в помещениях консульских учреждений, а также на их сайтах.

Консульские учреждения осуществляют хранение составленных ими записей актов гражданского состояния в течение одного календарного года.

По истечении указанного срока первые и вторые экземпляры записей актов гражданского состояния, направляются в МИД России ближайшей дипломатической почтой, но не позднее 1 марта ежегодно.

Также консульские учреждения по истечении года направляют в МИД России сведения о регистрации актов гражданского состояния либо сообщение о том, что государственная регистрация актов гражданского состояния не производилась.

Передача первых и вторых экземпляров записей актов гражданского состояния, составленных консульскими учреждениями, вместе с прилагаемыми документами и материалами на хранение производится МИДом России до 1 апреля года, следующего за годом составления записей.

Первые экземпляры записей актов гражданского состояния вместе с делами, сформированными из документов, послуживших основанием для государственной регистрации актов гражданского состояния, материалов о перемене имени, по внесению изменений и исправлений в записи актов, передаются в орган исполнительной власти города Москвы, в компетенцию которого входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории города Москвы (или его структурное подразделение)  уполномоченный орган ЗАГС города Москвы.

 

Таким образом, при истребовании повторных свидетельств выданных консульскими учреждениями необходимо учитывать, что копии записей актов гражданского состояния, совершенных в консульских учреждениях Российской Федерации (СССР) по 1978 год включительно, хранятся в Главном управлении ЗАГС Московской области, а с начала 1979 года в архивно-информационном отделе Управления ЗАГС г. Москвы.

03 июня 2016 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).