Вы здесь

Новое в законодательстве в сфере местного самоуправления

ВНИМАНИЕ ГЛАВАМ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ!

06.03.2018 вступил в силу Федеральный закон от 05.12.2017 № 392-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования проведения независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы» (далее - Федеральный закон № 392-ФЗ).

Федеральным законом № 392-ФЗ уточнены критерии независимой оценки, согласно которым:

- учитывается доступность услуг для инвалидов, доброжелательность и вежливость работников;

- определяются организацийи, в отношении которых не проводится независимая оценка;

- на официальных сайтах для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях граждане смогут оставлять отзывы;

- планирование деятельности организаций социальной сферы по устранению недостатков, выявленных в ходе независимой оценки качества.

Результаты независимой оценки включены в систему оценки эффективности деятельности руководителей соответствующих федеральных органов, высших должностных лиц регионов, руководителей органов местного самоуправления, а также руководителей организаций социальной сферы.

Общественная палата Российской Федерации, региональные и местные общественные палаты формируют общественные советы по проведению независимой оценки и утверждают их составы.

Введены единые требования к операторам, с которыми заключены государственные (муниципальные) контракты на сбор и обобщение информации о качестве условий оказания услуг. Такими операторами не могут быть государственные и муниципальные учреждения, а также негосударственные организации, подлежащие независимой оценке.

Статьей 4 Федерального закона № 392-ФЗ внесены в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следующие изменения:

1) пункт 12 части 1 статьи 14.1 признан утратившим силу;

2) пункт 13 части 1 статьи 15.1 изложен в следующей редакции:

«13) создание условий для организации проведения независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, а также применение результатов независимой оценки качества условий оказания услуг организациями при оценке деятельности руководителей подведомственных организаций и осуществление контроля за принятием мер по устранению недостатков, выявленных по результатам независимой оценки качества условий оказания услуг организациями, в соответствии с федеральными законами;»;

3) пункт 13 части 1 статьи 16.1 изложен в следующей редакции:

"13) создание условий для организации проведения независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, а также применение результатов независимой оценки качества условий оказания услуг организациями при оценке деятельности руководителей подведомственных организаций и осуществление контроля за принятием мер по устранению недостатков, выявленных по результатам независимой оценки качества условий оказания услуг организациями, в соответствии с федеральными законами;".

 

01.05.2018 вступил в силу Федеральный закон от 05.02.2018 № 15-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)» (далее - Федеральный закон
№ 15-ФЗ).

Федеральным законом № 15-ФЗ урегулированы вопросы, связанные
с добровольческой (волонтерской) деятельностью.

Уравниваются понятия «волонтерство» и «добровольчество», что позволит устранить противоречия между рядом нормативных правовых актов в данной сфере общественных отношений.

Определен статус добровольцев (волонтеров), добровольческих (волонтерских) организаций, организаторов такой деятельности. Предусмотрены требования, которым они должны соответствовать.

Установлены полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в сфере добровольчества (волонтерства).

Предусматривается формирование единой информационной системы в сфере развития добровольчества (волонтерства).

Статьей 6 Федерального закона № 15-ФЗ внесены в Федеральный закон
от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следующие изменения:

1) пункт 25 части 1 статьи 15 дополнен словом «(волонтерству)»;

2) пункт 33 части 1 статьи 16 дополнен словом «(волонтерству)»;

3) пункт 11 части 1 статьи 16.2 дополнен словом «(волонтерства)».

 

29 апреля 2018 г. вступил в силу Федеральный закон от 18.04.2018 № 83-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации
по вопросам совершенствования организации местного самоуправления» (далее – Федеральный закон – 83-ФЗ).

Статьей 3 указанного закона внесены изменения в Федеральный закон
от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», направленные на совершенствование организации местного самоуправления в Российской Федерации.

Федеральным законом № 83-ФЗ предусмотрено, что направлять проекты муниципальных правовых актов, принимаемых сходом граждан, осуществляющим полномочия представительного органа муниципального образования,
на публичные слушания не требуется.

Также установлено, что для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органам местного самоуправления разрешено использовать сетевое издание.

В случае проведения конкурса на замещение должности руководителя территориального органа местной администрации, на который возлагается осуществление части полномочий местной администрации в сельских населенных пунктах, расположенных в поселении, городском округе или на межселенной территории, порядок формирования конкурсной комиссии в муниципальном образовании должен предусматривать включение в число ее членов кандидатур, выдвинутых сходом граждан в каждом из этих сельских населенных пунктов.

Появилась статья о старосте сельского населенного пункта, он может назначаться для организации взаимодействия органов местного самоуправления
и жителей сельского населенного пункта при решении вопросов местного значения
в сельском населенном пункте, расположенном в поселении, городском округе
или на межселенной территории. Староста сельского населенного пункта назначается представительным органом муниципального образования, в состав которого входит данный сельский населенный пункт, по представлению схода граждан.

 

29 декабря 2017 г. (за исключением положений, вступивших
в силу
с 28.06.2018) вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2017
№ 463-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный
закон № 463).

Данным Федеральным законом отнесено к исключительной компетенции местных представительных органов утверждение правил благоустройства территории муниципального образования.

Правила должны содержать требования к благоустройству, его элементам, перечень мероприятий, порядок и периодичность их проведения. Региональными законами могут предусматриваться иные вопросы, регулируемые правилами, исходя из природно-климатических, географических, социально-экономических
и иных особенностей муниципальных образований.

Правила благоустройства в городах федерального значения утверждаются
в соответствии с их законами.

В Гражданском кодексе Российской Федерации определены понятия «благоустройство территории», «прилегающая территория», «элементы благоустройства». Закреплено, что ответственное за эксплуатацию здания, сооружения лицо обязано участвовать (в т. ч. финансово) в содержании прилегающих территорий (кроме законных владельцев помещений
в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в соответствии с местными правилами благоустройства.

Статьей 1 Федерального закона № 463-ФЗ внесены в Федеральный закон
от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следующие изменения:

1) абзац 21 части 1 статьи 2 изложен в следующей редакции:

«правила благоустройства территории муниципального образования - муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения;»;

2) в части 1 статьи 11:

- в пунктах 3, 3.1 слова «рекреационные земли» заменены словами «земли рекреационного назначения»;

3) пункт 19 части 1 статьи 14 изложен в следующей редакции:

«19) утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения;»;

4) пункт 25 части 1 статьи 16 изложен в следующей редакции:

"25) утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа;";

5) пункт 10 части 1 статьи 16.2 изложен в следующей редакции:

"10) утверждение правил благоустройства территории внутригородского района, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории внутригородского района в соответствии с указанными правилами;";

6) часть 1.1 статьи 17 дополнен абзацем следующего содержания:

«Организация благоустройства и утверждение правил благоустройства на территориях городов федерального значения в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляются в соответствии с законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения.»;

7) часть 10 статьи 35 дополнена пунктом 11 следующего содержания:

«11) утверждение правил благоустройства территории муниципального образования.»;

8) дополнена статьей 45.1 следующего содержания:

«Статья 45.1. Содержание правил благоустройства территории муниципального образования

1. Правила благоустройства территории муниципального образования утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования.

2. Правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы:

1) содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями;

2) внешнего вида фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений;

3) проектирования, размещения, содержания и восстановления элементов благоустройства, в том числе после проведения земляных работ;

4) организации освещения территории муниципального образования, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений;

5) организации озеленения территории муниципального образования, включая порядок создания, содержания, восстановления и охраны расположенных в границах населенных пунктов газонов, цветников и иных территорий, занятых травянистыми растениями;

6) размещения информации на территории муниципального образования, в том числе установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов, вывесок;

7) размещения и содержания детских и спортивных площадок, площадок для выгула животных, парковок (парковочных мест), малых архитектурных форм;

8) организации пешеходных коммуникаций, в том числе тротуаров, аллей, дорожек, тропинок;

9) обустройства территории муниципального образования в целях обеспечения беспрепятственного передвижения по указанной территории инвалидов и других маломобильных групп населения;

10) уборки территории муниципального образования, в том числе в зимний период;

11) организации стоков ливневых вод;

12) порядка проведения земляных работ;

13) участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий;

14) определения границ прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации;

15) праздничного оформления территории муниципального образования;

16) порядка участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству территории муниципального образования;

17) осуществления контроля за соблюдением правил благоустройства территории муниципального образования.

3. Законом субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены иные вопросы, регулируемые правилами благоустройства территории муниципального образования, исходя из природно-климатических, географических, социально-экономических и иных особенностей отдельных муниципальных образований.».

 

С 30.12.2018 вступает в силу Федеральный закон от 29.12.2017 № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 443-ФЗ).

Принятие данного закона обусловлено в т.ч. увеличением нагрузки
на автодороги, особенно в крупных городах и на подъездах к ним.

Федеральным законом устанавливаются единые правовые основы деятельности в данной сфере, разграничиваются полномочия федеральных, региональных и муниципальных властей, обозначаются основные права
и обязанности субъектов, обеспечивающих организацию дорожного движения. Представляется важным отметить следующие нововведения.

Субъекты Российской Федерации вправе устанавливать ограничения для борьбы с заторами. Так, предусмотрено введение приоритета в движении маршрутных транспортных средств; развитие инфраструктуры в целях обеспечения движения пешеходов и велосипедистов; временного ограничения или прекращения движения транспортных средств. Еще одна мера - взимание платы за пользование парковками.

Закреплены требования к парковкам общего пользования. Решено вести их реестр. Прописаны правила размещения парковок, определения их зон.

Решено разрабатывать комплексные схемы организации дорожного движения. Они будут составляться минимум на 15 лет для дорог и (или) их участков в границах одного или нескольких муниципальных образований либо их частей, имеющих общую границу, с численностью населения свыше 10 тыс. жителей и (или) для сетей дорог и (или) их участков в границах регионов. Предусмотрена корректировка схем каждые 5 лет.

Статьей 7 Федерального закона № 443-ФЗ предусмотрены следующие полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов и городских поселений в области организации дорожного движения:

1) организация и мониторинг дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;

2) ведение реестра парковок общего пользования на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;

3) установка, замена, демонтаж и содержание технических средств организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;

4) осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом к полномочиям органов местного самоуправления.

Полномочия в области организации дорожного движения, установленные пунктами 1 - 3 части 1 настоящей статьи, осуществляются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопросов осуществления деятельности в области организации дорожного движения в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления осуществляются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.

В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе полномочия органов местного самоуправления в области организации дорожного движения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, за исключением случаев, если соответствующие вопросы определены как вопросы местного значения внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя законами указанных субъектов Российской Федерации.

 

 ___________________________________________

28 декабря 2016 года принят Федеральный закон от 28.12.2016 № 494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым внесены изменения в Федеральные законы от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» (далее - 3 Федеральный закон
от 21.07.2005 № 97-ФЗ).

Указанным законом внесены изменения в статью 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ, которая содержит положения о порядке и сроках направления устава муниципального образования в регистрирующий орган:

изменен перечень документов, который направляется главой муниципального образования для государственной регистрации устава муниципального образования и муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования;

устанавливается возможность отзыва главой муниципального образования представленного на государственную регистрацию устава муниципального образования (муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования) до принятия регистрирующим органом решения о его государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации, закрепляется процедура возврата такого акта, в случае если он был представлен в регистрирующий орган с нарушением порядка, предусмотренного Федеральным законом от 21.07.2005 № 97-ФЗ;

устанавливается возможность обжалования решений территориальных органов Министерства юстиции Российской Федерации об отказе в государственной регистрации или нарушения сроков государственной регистрации уставов муниципальных образований (муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав муниципального образования) не только в суд, но и в Министерство юстиции Российской Федерации.

Федеральным законом от 28.12.2016 № 494-ФЗ, среди прочего, внесены изменения в статью 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, которая дополнена положениями, согласно которым, срок приведения устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации не должен превышать шесть месяцев.

     В период с февраля по май 2017 года на федеральном уровне продолжена работа по совершенствованию нормативной правовой базы в сфере организации местного самоуправления

 

16 февраля 2017 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).