Вы здесь

Порядок исполнения запросов

 При предоставлении Минюстом России государственной услуги заявителями при истребовании с территории других государств документов о государственной регистрации актов гражданского состоянияоб образовании, о трудовом стаже и других документов, касающихся прав и интересов заявителей, хранящихся в государственных архивных фондах, являются:

 1) российские граждане, иностранные граждане и лица без гражданства, в отношении которых истребуются документы;

 2) родственники умершего или другие заинтересованные лица в случае, если лицо, в отношении которого была составлена ранее запись акта гражданского состояния, умерло (в случае обращения об истребовании документа о государственной регистрации акта гражданского состояния);

 3) родители (лица, их заменяющие) или представители органа опеки и попечительства в случае, если лицо, в отношении которого была составлена запись акта о рождении, не достигло ко дню выдачи повторного свидетельства совершеннолетия (в случае обращения об истребовании документа о государственной регистрации акта гражданского состояния);

 4) иное лицо в случае представления доверенности, удостоверенной в установленном порядке, от лица, имеющего в соответствии с настоящим пунктом право на получение документов.

С подавляющим большинством стран Евросоюза Россия не имеет двусторонних соглашений о правовой помощи.

 С рядом европейских государств, участвующих, как и Россия, в Гаагских конвенциях «О вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам» 1965 г. и «О получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам» 1970 г., механизм правовой помощи действует в усеченном виде, не включает в частности, порядок признания и исполнения судебных решений. Множество оговорок, которые сделаны к указанным Гаагским конвенциям, существенно затрудняет оформление судебных поручений, зачастую сужает объем правовой помощи.

 Данное обстоятельство не позволяет эффективно исполнять вынесенные на территории России судебные решения в странах ЕС, и наоборот, европейские решения по гражданским, семейным делам. Кроме того, отсутствие единой международно-правовой базы существенно затрудняет процесс взаимодействия судебных органов, как по вопросам получения информации о зарубежном законодательстве, вопросам юрисдикции судов, так и о вручении за рубежом судебных документов, выполнении отдельных процессуальных действий.

  В случае отсутствия договора об оказании правовой помощи, применяются международные принципы взаимности и вежливости.

 Разрешение на признание и принудительное исполнение решения иностранного суда может содержаться в федеральном законе.

 Такая возможность в принципе допущена частью 1 статьи 241 АПК РФ. Она реализована, в частности, в Федеральном законе от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", согласно которому иностранные судебные решения по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются в Российской Федерации на основе взаимности (пункт 6 статьи 1 АПК РФ).

 Речь здесь идет именно (и только) о признании решения иностранного суда по упомянутой категории дел. ГПК РФ также уточняет, что признание иностранного судебного решения без какого-либо дальнейшего производства относится лишь к решениям иностранных судов, не требующим принудительного исполнения, если при этом нет возражений со стороны заинтересованных лиц(часть 1 статьи 413    ГПК РФ).

 

"Конвенция о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам" (заключена в г. Гааге 15.11.1965)

 ЗАЯВЛЕНИЯ

 Российской Федерации по конвенции о вручении за границей

 судебных и внесудебных документов по гражданским

 или торговым делам от 15 ноября 1965 года

 

 В соответствии со статьей 21 Конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам от 15 ноября 1965 года (далее - Конвенция) Российская Федерация сообщает Министерству иностранных дел Королевства Нидерландов о следующем:

 I. Центральным органом Российской Федерации для целей статьи 2 Конвенции, а также органом, компетентным принимать документы, передаваемые по консульским каналам, в соответствии со статьей 9 Конвенции, назначено Министерство юстицииРоссийской Федерации.

 II. В качестве органов, компетентных согласно законодательству Российской Федерации обращаться с запросом о правовой помощи в соответствии со статьей 3 Конвенции, выступают в рамках своих полномочий:

 - федеральные суды (Конституционный Суд Российской Федерации, верховные суды Российской Федерации, и все остальные вплоть до мировых судов субъектов Российской Федерации;

 - федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов федерации;

 - органы прокуратуры Российской Федерации;

 - органы записи актов гражданского состояния;

 - нотариусы и другие должностные лица, уполномоченные на осуществление нотариальных действий;

 - органы опеки и попечительства;

 - адвокаты.

 Статья 3

 Орган или судебное должностное лицо, полномочное в соответствии с законодательством запрашивающего государства, направляет Центральному органу запрашиваемого государства запрос, составленный в соответствии с образцом, прилагаемым к настоящей Конвенции, без необходимости легализации или выполнения других эквивалентных формальностей.

 К запросу прилагается документ, подлежащий вручению, или его копия. Запрос и документ представляются в двух экземплярах.

III. В соответствии с частью третьей статьи 5 Конвенции документы, предназначенные для вручения на территории Российской Федерации, принимаются, если только они составлены на русском языке или сопровождаются переводом на русский язык. Формы запроса и подтверждения о вручении документов, а также основного содержания документов, подлежащих вручению (с переводом стандартных условий на русский язык), приводятся в приложении. Весьма желательно, чтобы указанные формы заполнялись на русском языке.

IV. Весьма желательно, чтобы документы, предназначенные для вручения Российской Федерации, Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, Министерству иностранных дел Российской Федерации, направлялись в дипломатическом порядке, то есть путем препровождения с помощью вербальных нот дипломатическими представительствами иностранных государств, аккредитованными в Российской Федерации.

 V. Дипломатические и консульские агенты иностранных государств не вправе осуществлять вручение документов на территории Российской Федерации согласно статье 8 Конвенции, за исключением случаев, когда документ должен быть вручен гражданину запрашивающего государства.

Статья  8

 "Конвенция о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам" (заключена в г. Гааге 15.11.1965) 
     Каждое Договаривающееся Государство вправе осуществлять с помощью своих дипломатических или консульских агентов вручение, без применения мер принуждения, судебных документов лицам, находящимся за границей.

 Любое государство может заявить о том, что оно не допускает такого порядка вручения на своей территории, за исключением случаев, при которых документ подлежит вручению гражданину запрашивающего государства.

VI. Вручение документов способами, предусмотренными в статье 10 Конвенции, в Российской Федерации не допускается.

 ст. 10, "Конвенция о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам" (заключена в г. Гааге 15.11.1965)
  
         Если запрашиваемое государство не заявляет возражений, настоящая Конвенция не препятствует:

 a) возможности непосредственно посылать по почте судебные документы лицам, находящимся за границей;

 b) возможности судебных и иных должностных лиц или других компетентных лиц запрашивающего государства осуществлять вручение судебных документов, прибегая непосредственно к услугам судебных и иных должностных лиц или других компетентных лиц запрашиваемого государства;

 c) возможности любого лица, участвующего в судебном разбирательстве, осуществлять вручение судебного документа, непосредственно прибегая к услугам судебных и иных должностных лиц или других компетентных лиц запрашиваемого государства.

 VII. Подтверждения о вручении документов, предусмотренные статьей 6 Конвенции, составляются и заверяются судами Российской Федерации, непосредственно исполняющими запросы о вручении документов.

 ст. 6, "Конвенция о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам" (заключена в г. Гааге 15.11.1965) 
       
Центральный орган запрашиваемого государства, или другой орган, который может быть назначен с этой целью, составляет подтверждение о вручении в форме свидетельства по образцу, прилагаемому к настоящей Конвенции.

 В свидетельстве подтверждается, что документ вручен, и приводятся способ, место и дата вручения, а также указывается лицо, которому вручен документ. Если документ не был вручен, то в свидетельстве указываются воспрепятствовавшие этому причины.

 Заявитель может потребовать, чтобы свидетельство, которое не составлено Центральным органом или судебным органом, было заверено одним из них.

 Свидетельство направляется непосредственно заявителю.

 VIII. Российская Федерация исходит из того, что в соответствии со статьей 12 Конвенции вручение судебных документов, поступающих из государства-участника, не может служить поводом для взимания или возмещения сборов или издержек в связи с услугами, предоставленными запрашиваемым государством. Взыскание любым государством-участником подобных сборов (за исключением оговоренных в пунктах а) и б) части второй статьи 12) будет рассматриваться Российской Федерацией как отказ от применения Конвенции в отношении Российской Федерации, и, соответственно, Российская Федерация не будет применять Конвенцию в отношении такого государства-участника.

 IX. В соответствии с законодательством Российской Федерации суды Российской Федерации вправе выносить решения согласно части второй статьи 15 Конвенции.

 Статья 15

 В случае, если судебная повестка или эквивалентный документ подлежал направлению за границу в целях вручения в соответствии с положениями настоящей Конвенции и ответчик в суд не явился, суд откладывает вынесение решения до тех пор, пока не будет установлено:

 a) что документ вручен в порядке, предусмотренном законодательством запрашиваемого государства для вручения или доставки совершенных в нем документов лицам, находящимся на его территории, или

 b) что документ действительно доставлен ответчику лично или по месту его жительства в ином порядке, предусмотренном в настоящей Конвенции,

 и что в любом из этих случаев документ был вручен или доставлен своевременно таким образом, чтобы ответчик мог подготовиться к своей защите.

 Каждое Договаривающееся Государство вправе заявить, что его судьи, несмотря на положения части первой настоящей статьи, могут выносить решения даже если не было получено свидетельство, подтверждающее вручение или доставку документа, при выполнении всех следующих условий:

 a) документ был передан одним из способов, предусмотренных в настоящей Конвенции;

 b) со дня направления документа истек период времени, который судья определяет как достаточный применительно к каждому конкретному делу и который не может составлять меньше шести месяцев;

 c) никакого свидетельства какого бы то ни было рода не было получено, несмотря на принятие всех разумных мер для его получения от компетентных органов запрашиваемого государства.

 Настоящая статья не препятствует принятию судьей в неотложных случаях любых мер по обеспечению иска.

 

Яндекс.Метрика

 

-->
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).